18.02.2021
Консультация на тему: "Польза и вред овощей в питании дошкольников"
Не секрет, что родители очень часто стремятся убеждать собственных детишек в том, что овощи очень полезны. Только многие взрослые люди не задумываются над смыслом собственных слов, толком ничего не зная о пользе и вреде, того или иного овоща. Но, в конце концов, нельзя же ребенка переводить, исключительным образом на популярное нынче сыроедение? Однако люди убеждены в том, что только в сыром состоянии, овощи могут нести, хоть какую-нибудь пользу, в большинстве случаев. Известно, что все овощи делятся на крахмалистые и не крахмалистые. Совершенно точно можно сказать одно. Если овощи вводятся в рацион ребенка неправильным образом либо даются малышу без всякой меры, такие продуты питания, способны принести вред, вместо привычной для них пользы. Но овощи отличаются от остальных продуктов собственным составом. И без них в рационе малыша, тоже нельзя будет обойтись.
Полезные свойства овощей для детей:
Итак, овощи не особо богаты жирами и белками, но зато они являются насыщенными цельным комплексом витаминов и различных минеральных веществ. Овощи обладают огромным количеством углеводов, а также целым рядом иных соединений, без коих будет невозможным нормальный процесс развития детского организма. Из огромного многообразия важных пищевых волокон, важнее всего пектиновые вещества, содержащиеся в овощах. И больше всего их именно в свекле. И еще важна клетчатка, что находится совершенно во всех овощах. Пищевые волокна будут играть крайне важную роль в процессе по оздоровлению микрофлоры кишечника. А недостаток пищевых волокон в питании малыша, способен привести не только лишь к наличию временных неприятностей, вроде запоров, но и к огромным проблемам в будущем. Пищевые волокна способны выводить из человеческого организма ионы тяжелых металлов и радионуклиды. А фитонциды, которые содержатся во множестве овощей, способны оказывать бактерицидное воздействие. Каждый фрукт или овощ имеет в своем составе не только массу клетчатки, но и значительное количество витаминов и минеральных веществ. Но при введении новых продуктов в рацион малыша не стоит торопиться, чтобы не спровоцировать возникновение аллергии и нежелательных пищевых реакций.
Практически все овощи и фрукты являются источниками антиоксидантов, такие полезные компоненты положительно сказываются на работе всех органов и систем, они защищают клеточки организма от агрессивного влияния разных факторов окружающей среды. Витамины и минералы, которыми богата растительная пища, крайне важны для полноценной работы иммунной системы, для профилактики самых разных вирусных и инфекционных заболеваний. Многие овощи и фрукты имеют в своем составе кальций, нужный для полноценного развития костной системы, также они богаты калием, который важен для сердца малыша. Их польза для детей и в том, что большинство таких продуктов имеет в своем составе витамины группы В, необходимые для здоровья и полноценного развития нервной системы, для поддержания здоровья кожи и волос
малыша.
Самые полезные витамины в овощах.
Итак, какие же из овощей являются самыми полезными? На самом деле ответить на этот вопрос очень сложно, так как все они по-своему полезны и уникальны. Поэтому, поговорим лучше о витаминах, которых больше всего содержится в тех или иных овощах.
1. Витамина А больше всего находится в моркови, горохе, фасоли и картофеле;
2. Витамины группы Д в большом количестве содержаться в капусте, той же самой моркови и картофеле;
3. Природными источниками витамина Е и филлохинона являются зеленый салат, горох, томаты, спаржа и брокколи;
4. Витамина С очень много содержится в капусте, картофеле, болгарском перце и зеленом салате;
5. Витамины группы В находятся в картофеле, зеленом салате, свекле, горохе и белокочанной капусте.
Самые полезные овощи для детей
Выделить из всех овощей самые полезные практически невозможно. Любой из них содержит в себе комплекс необходимых веществ, оказывающий положительное воздействие. Некоторые выводы о самых полезных овощах можно сделать, основываясь только на конкретных ситуациях.
Овощи с самой низкой аллергенной активностью:
• капуста;
• кабачки;
• огурцы;
• лук;
• картофель.
Самые полезные овощи для кишечника:
• свекла;
• кабачки;
• патиссоны;
• баклажаны;
• тыква;
• морковь;
• картофель.
Овощи, укрепляющие зрение:
• морковь;
• сладкий перец;
• свекла.
Полезны при вирусных и бактериальных инфекциях:
• чеснок;
• лук;
• сладкий перец;
• редис;
• редька;
• репа.
Дети, при выборе самого полезного овоща, всегда будут ориентироваться на свой вкус. А о нем, как известно, не спорят.
Лечебные свойства овощей для детей:
Если в питании ребенка, находящегося в более взрослом возрасте, будет недостаток овощей, существует возможность возникновения болезней желчевыводящих путей, а еще есть вероятность, желчнокаменного заболевания, хронического воспаления кишечника и прочих серьезных проблем. Пищевые волокна, содержащиеся в овощах, способствуют предотвращению запоров и они не позволяют осуществляться малейшей задержки лишнего жира в организме, уверенно ведя контроль скорости всасывания углеводов в кишечнике ребенка. К тому же, полезные бактерии, принимают активнейшее участие в процессе по образованию определенных витаминов группы B, PP и фолиевой кислоты. Но всегда нужно помнить о балансе. Нельзя, чтобы овощей было слишком много, в детском рационе.
Как приготовить овощи ребенку
Конечно, приготовить разные овощи можно практически всеми известными способами: потушить, зажарить, сварить, припустить и т. д. Но, возвращаясь к пользе, некоторые из них лучше избегать. Так, например, жареные овощи принесут больше вреда. В процессе этого метода термической обработки продукты лишаются практически всех полезных веществ. Кроме того, научно доказано, что любая жареная пища уменьшает время свертывания крови, способствует ожирению, хуже переваривается, негативно воздействует на работу желудочно-кишечного тракта.
Самым лучшим вариантом является питание сырыми овощами. Но некоторые из них все-таки никак не обходятся без термической обработки, например, картофель, баклажаны. А для маленьких малышей в возрасте до 1 года сырые овощи не рекомендованы, потому что дольше перевариваются и могут вызвать вздутие живота, газообразование, кишечные колики. Поэтому для детского питания лучше готовить блюда, пользуясь такими способами, как варка на пару и тушение. Так в продуктах сохраняются полезные вещества. Маленьким детям до года овощи толкут или измельчают в блендере до пюреобразного состояния. Это исключает проблемы с пережевыванием пищи, улучшает ее переваривание, ускоряет преобразование в энергию.
Для того чтобы заинтересовать детей необходимо овощи вкусно приготовить и красиво подать. Для малышей младше года можно сделать овощное пюре, сварить манную кашу с добавлением тыквы, пудинг из моркови и яблок, тыквенную запеканку и множество других оригинальных блюд. Для детей постарше выбор кулинарных рецептов еще шире и обязательно найдется хотя бы парочка гастрономических задумок, которые понравятся ребенку.
Как сохранить пользу овощей?
Витамины содержащиеся в овощах могут разрушаться под действием высоких температур и неправильного хранения. Поэтому очень важно знать, как сохранить всю пользу этих продуктов питания. А для этого нужно:
если вы любите овощи в отварном виде, то не стоит их очищать от кожуры – она будет препятствовать разрушению полезных веществ;
максимальное количество витаминов и минералов сохраняется в овощах при недлительном тушении или пропаривании;
готовить овощи следует только в эмалированной посуде, которая плотно закрывается крышкой;
съедать приготовленные овощи нужно сразу же, хранить их более 2 часов не рекомендуется.
Если вы закупаете заранее много овощей (например, на зиму, то обязательно сохраняйте все правила их хранения. Заверните каждый овощ в бумагу и положите в прохладное темное место. Только в таких условиях овощи сохранять свою максимальную пользу.
Противопоказания к употреблению овощей детьми:
Итак, всегда необходимо чувство меры и установка определенного баланса. Ведь излишнее количество пищевых волокон способно ускорить процесс прохождения пищи через кишечник ребенка. Итогом этому вполне может стать развитие диареи у малыша.
"Профилактика Энтеробиоза"
Профилактика энтеробиоза
Энтеробиоз – заразное заболевание. Возбудитель – острица небольшой белый червь длиной 9-12 мм, с острыми концами. Живет в кишечнике человека любого возраста, но чаще у детей.
Длительность жизни самок остриц около 2-2,5 месяца.
Большая часть остриц выходит из кишечника вместе с фекалиями, а часть в вечерние и ночные часы выползает через задний проход и откладывает яйца на кожу вокруг заднего прохода, на промежность, белье. Каждая самка откладывает около 12000 яиц и погибает. За 4-6 часов яйца на коже становятся заразными, в них созревает личинка.
Созревшие яйца попадают на белье, одежду, игрушки, с пылью оседают на продуктах питания и посуду. Выползающие из заднего прохода самки вызывают зуд в области ануса, промежности, что ведет к расчесыванию и загрязнению рук яйцами остриц, заносу их в рот и повторному заражению больного.
Зрелые яйца устойчивы во внешней среде при температуре 16-18 градусов сохраняются в течение 15 -18 суток, поэтому заразиться энтеробиозом очень легко. Чаще заражаются дети, так как многие из них не имеют навыков личной гигиены. Грызут ногти, сосут и облизывают пальцы, игрушки и другие предметы.
Чтобы предупредить заражение энтеробиозом, необходимо:
· - строго соблюдать правила личной гигиены жилища,
· - коротко стричь ногти,
· - тщательно мыть руки перед едой и после туалета,
· - регулярно мыть все тело, менять нательное и постельное белье. Детей следует отучать от вредных привычек – грызть ногти, брать пальцы в рот.
Если в семье появился больной энтеробиозом, необходимо выполнять следующие санитарно – гигиенические мероприятия:
· - ежедневно в жилых помещениях мыть горячей водой с мылом полы, туалеты, дверные ручки, протирать мебель, подоконники и т.д. После уборки тряпки обдать кипятком;
· - шерстяные или ватные одеяла, салфетки, ковры, дорожки т.п. обработать пылесосом или выбить на улице и прогреть на солнце или проморозить в течение 2-3 часов, или прогладить горячим утюгом через влажную ткань;
· - перед приемом лекарств от энтеробиоза необходимо больного вымыть, сменить постельное и нательное белье, ежедневно менять полотенце для рук;
· - в дальнейшем ежедневно подмывать ребенка утром и на ночь теплой водой с мылом, ежедневно менять трусики, проглаженные горячим утюгом. На ночь надевать трусики с резинками на бедрах, а также заложить в анус небольшой ватный тампон, утром тампон обдать кипятком или сжечь. Это избавит больного от зуда, предотвратит обсеменение яйцами остриц белья, рук, окружающих предметов;
· - во избежание взаимного заражения дети и взрослые должны спать отдельно;
· - всем членам семьи рекомендуется пройти обследование на энтеробиоз, для чего следует обратиться к участковому врачу по месту жительства.
Только одновременное лечение всех зараженных энтеробиозом при условии строгого соблюдения правил гигиены и советов врача может полностью избавить от этого заболевания.
18.02.2021
Правила дорожного движения"
16.09.2019
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Советы от педагога-психолога на тему "Адаптационный период"
29.08.2019
Что такое адаптация?
Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1.Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2.Адаптпация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3.Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4.Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фаза адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2.Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).
3.Фазв компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Игровое упражнение «Продолжите фразу»
Педагогам предлагается продолжить 2 фразы сточки зрения ребенка, воспитателя, родителя.
«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша,- это…»
«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно …»
После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.
Игровая деятельность
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Основная задача игр в этот период – Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное отношение возникает на основе совместной действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступают взрослые. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д. (см. Приложение )
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
Игровые упражнения «Подберите игру по темпераменту»
Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, Галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком - для меланхоликов, точечкой для холериков».
1.Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).
2.Подыижные игры.
3.Игра в мяч.
4.Раскрашивание картинок.
5.Веселые подвижные игры.
6.Танцы под веселую музыку.
7.Хороводы.
8.Игры с водой и песком.
9.Игры-эксперементы.
10.Пазлы.
11.Игры с кеглями.
12.Конструкторы.
13.Мозаика.
14.Лепка.
15.Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
16.Эксперементирование с красками.
17.Ритмичные танцы.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжках, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Первые встречи воспитателя с родителями и малышом.
Встреча воспитателей с родителями
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи-расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографии, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснит у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т. п.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие-огорчают.
Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомиться ребенка с детским садом. Предлагают с ребенком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная комната, игровая, спальня, туалет).
Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Встреча с малышом
Много времени и сил этот период педагогу придется уделять формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети, которые сами дома ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребенка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нем, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребенок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет.
Не следует проявлять воспитательскую настойчивость и родителям -пусть они помогут малышу в том, о чем он просит. Однако тех детей, которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его не для того, чтобы он не докучал вам своими просьбами, а для того, чтобы он все умел делать сам, как большой. Поэтому-то обучение должно всегда сочетаться с помощью. Каждое прикосновение рук педагога должно быть приятно ребенку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. Желательно постоянно разговаривать с детьми. Если в игровом уголке ребенок сам выбирает любой предмет для исследования и взрослые не вмешиваются в его выбор, то с предметами «личной собственности» необходимо каждого ребенка готовить специально.
Для молодых или только начинающих специалистов предлагаются некоторые методические приемы и средства.
«Домик для твоей одежды»
При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и родителями обходит раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, проходят вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, - говорит воспитатель, - маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки (то есть учитывается сезон года). Они приходят сюда вместе с ребятами. Посмотри.» Воспитатель стучит в шкафчик и спрашивает разрешение открыть его, затем шкафчик открывают, в нем висит детская одежда. «Знаете,- обращается воспитатель к родителю и малышу, - сегодня здесь проехала маленькая машина (пробежала куколка, проскакал заяц…). Давай поищем ее (обращается к ребенку). По-моему, она спряталась в какой-то шкафчик»
Воспитатель, родитель и малыш открывают 2 – 3 шкафчика, а в 3-4 находят игрушку. Эту игрушку заранее по просьбе воспитателя родители приносят из дома. Воспитатель берет игрушку в руки и разговаривает с нею: «Какая ты красивая, машинка, (…). Откуда ты к нам приехала (прискакала…)? Из (имя) дома. А почему ты приехала сюда?.. Ты узнала, что (имя) идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось приехать сюда. А почему ты спряталась в этом шкафчике?.. Ты заранее выбрала этот красивый шкафчик с (название эмблемы шкафчика) для (имя)… Конечно, машинка, иди сюда, (имя) будет складывать вешать на крючок свою одежду».
Далее воспитатель предлагает ребенку и его родителю раздеться и пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться и, если он отказывается, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в свой шкафчик хоть какой – нибудь предмет своей одежды (шапочку, курточку, обувь…).
«Кроватка ждет тебя, малыш!»
Прежде чем показать ребенку его кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Для начала педагог выясняет, с чем и как любит засыпать ребенок дома (выясняет ритуал укладывания: помогает ли ему песенка и какая, приговаривают ли что-то родители и что именно, засыпает ли малыш с любимой игрушкой…).
На отведенной для малыша кроватке разбирают постель: откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроваткой сажают мягкую игрушку (желательно, чтобы это был тот же персонаж, с которым ребенок засыпает дома). Теперь все готово!
Пригласите малыша с его родителями пройти в еще одну комнату группы. «Это спальня, - говорит воспитатель, - здесь живут кроватки, одеяла, подушки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Она его согреет и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к твоим щекам; одеяло накроет ручки, ножки, животик… и будет согревать их. Спи, малыш, засыпай!»
Воспитатель обращает внимание вошедших на разобранную постель: «Смотрите: эта кроватка ждет кого-то. И подушка приготовилась, и одеяло приветливо раскинулось.… А это кто? (Берет в руки игрушку.) Что ты здесь делаешь, машинка (зайка, мишка…)? Поспать захотела? А что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла: вы все ждете (имя), приглашает его к себе… (имя), смотри: постель и зайка ждут только тебя! (Имя), ты пройдешь к зайчику?.. Поспишь с ним в своей постельке?»
Обязательно попросите ребенка присесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить ему положить голову на подушку: «Удобно ли тебе, (имя)? А как приятно подушке! Как хорошо! Какие у (имя) ласковые ручки, теплые щечки!». При этом родитель малыша сидит рядом на стульчике.
В заключении воспитатель передает в руки малыша игрушку, предлагая ему уложить зайку в кроватку, укрыть одеялом. Говорит: «Спи, зайка! Засыпай! Скоро и (имя) придет к тебе в свою постельку.»
Что делать в «трудных» ситуациях?
Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания можно так:
˅ совместно с родителями предъявлять детям единые , обоснованные и понятные требования;
˅ учитывать возрастные особенности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребенку помощь в трудных для него ситуациях;
˅ терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой. Пить из чашки;
˅ показать детям собственный пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением.
Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность можно так:
˅ Рассказывать ребенку о его реальных и возможных достижениях («Смотри, зайка, как аккуратно умеет складывать вещи в шкафчик наша (имя). Ты можешь у нее поучиться»);
˅ отмечать и приветствовать даже минимальные успехи у детей;
˅ не критиковать результаты сделанного ребенком;
˅ никогда не осуждать ребенка как личность (« Ты плохой, жадина,…»);
˅ предоставлять детям полную самостоятельность во всем, что не опасно для их жизни и здоровья;
˅ поддерживать инициативу детей, поощрять у них умение ставить собственные цели, помогая реализовывать задуманное.
Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю можно так:
˅ с момента знакомства с детьми (в детском саду или у них дома), в процессе общения, в играх установить доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях;
˅ установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребенком, стараться перед дневным сном или уходом ребенка домой приласкать его;
˅ поддерживать и поощрять инициативу ребенка в общении с взрослыми (Общение-просьбы ребенка типа: «почитай…», «покажи…», «поиграй…», «дай…»);
˅ уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
˅ делать небольшие подарки, устраивать сюрпризы.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу можно так:
˅ вместе с остальными детьми приветствовать утром каждого приходящего ребенка (особенно новенького), а вечером прощаться;
˅ побуждать детей откликаться на боль, огорчение сверстника, жалеть;
˅средствами музыки способствовать возникновению у детей эмоциональных сходных состояний;
˅ установить для детей четкие правила взаимоотношений со сверстниками: нельзя бить и обижать друг друга, отнимать игрушки.
Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности можно так:
˅ создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта»;
˅ побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (разбор, вкладывание);
˅ систематически обыгрывать вместе с ребенком различные ситуации с игрушками и предметами;
˅ постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает, открывая ему новые стороны предметов короткими рассказами.
Консультация от воспитателя физической культуры
02.09.2019
Уважаемые родители!
Каждый из Вас желает видеть своего ребенка здоровым и активным.
Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия в течении 15- 20 мин. в спортивном зале. В ходе занятий дети учатся прыгать в длину, в высоту, ползать, лазать, бегать, метать и т.д..
В конце недели ребенку дается домашнее задание по закреплению одного из видов движения. Просьба - проследить за выполнением домашнего задания.
На данное время на дом задано, для развития статистического равновесия, стойка на одной ноге. По физическим показателям ребенок 4-5 лет должен продержатся на одной ноге 10 и выше секунд. К сожалению, мы отстаем от нормы.
Общими усилиями постараемся добиться успехов в физическом развитии наших детей.
С Уважением воспитатель по физической культуре ДОУ «Колокольчик»:
Бабаева Т.У.
Консультация от старшей медсестры
19.08.2019
Почему так эффективно закаливание
детей летом?
Начинать закаливание можно с первых дней жизни по согласованию с педиатром. Тогда благодаря специальным тренировкам организм легко адаптируется к внешним перепадам температуры. Но и после 3-х лет начинать закаливать ребёнка не поздно. К примеру, закаливание в детском саду - обязательно.
Считается, что море, солнце и вода – лучшие друзья детского иммунитета и самые доступные методы для закаливания. Сочетание их благоприятного воздействия в сбалансированном количестве на детский организм дает наилучший эффект.
Методы закаливания детей
Зная известные способы закаливания ребенка летом и применяя их, вы можете подготовить ребенка к холодному времени года. Ведь не секрет, что как только дети отправляются в детские сады и школы – многие из них начинают простужаться и болеть.
Поэтому родителям важно применять основные методы закаливания детей в летние месяцы. Такие методы закаливания детей, как обливание прохладной водой и ходьба босиком в любое время года, могут стать спутниками вашей семьи. И это, несомненно, отразится на силе иммунитета. В зависимости от возраста малыша и условий проживания (в городе, деревне, на море), делайте акцент в сторону того или другого типа закаливания. Идеальным же будет их сочетание.
Закаливание воздухом
o Чем чаще вы находитесь на свежем воздухе, тем лучше. Летние прогулки не меньше 3,5- 4 часов утром и вечером за исключением обеденного зноя должны входить в обязательный распорядок дня. Суть такого закаливания - в воздействии плавных воздушных перепадов воздуха на детскую кожу.
o Избегайте перегрева – не одевайте ребёнка, даже новорожденного, слишком тепло.
o Если нет возможности поехать к морю или за город, чаще гуляйте в парковых и лесных зонах.
o Обязательно проветривайте детскую комнату в момент отсутствия ребёнка.
Эффект от закаливания детей воздухом выражается в:
o профилактике простудных заболеваний;
o улучшении аппетита и сна;
o повышении уровня гемоглобина;
o укреплении иммунитета.
На воздухе поиграйте с малышом, сделайте с ним гимнастику или массаж. Например, побегайте с крохой босиком по песку, гальке или камушкам. Такое сочетание усиливает положительный эффект от закаливания.
Закаливание детей водой
o К обливанию холодной водой или контрастному душу переходите после того, как детский организм адаптируется к более мягким воздействия воды.
o Купание в море или чистых природных водоёмах, в бассейне на свежем воздухе (можно подобрать по размеру в зависимости от возраста ребёнка) – очень полезный и весёлый процесс, который обожают все дети без исключения.
o Температура воды должна быть не ниже +23°С, воздуха - +25°С.
o Первые водные процедуры проводите недолго: около 3-5 минут. Постепенно увеличивайте время.
o Купание в воде чередуйте с пребыванием на солнышке для исключения переохлаждения или перегрева.
Находясь на отдыхе на природе, пробегитесь вместе с ребёнком по утренней росе – полезная процедура, которая развеселит малыша. После этого в холодное время насморк будет настигать реже.
Закаливание детей солнцем
o Витамин D– в нём нуждается каждый детский организм. Летом его можно получить в полной мере.
o Пусть ребёнок принимает солнечные ванны до 12 часов дня – в остальные часы детская кожа очень уязвима к солнечным лучам.
o Не забывайте и про головной убор.
o Если ребёнок в коляске, во время прогулок обязательно прикрывайте его козырьком или зонтиком. Помните, что под прямыми солнечными лучами лучше не находиться более 15 минут.
Детское закаливание: главные правила
o занятия должны быть систематическими;
o время проведения процедур закаливания детей следует увеличивать постепенно;
o проводите процедуры закаливания в форме развлечения и игры, но не заставляйте;
o исключите перегрев на солнце или переохлаждение;
o учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.
Консультация от медсестры на тему "«Профилактика кишечных инфекций у детей»
27.08.2019
Летом у многих детей (да и у взрослых) нередко случаются кишечные расстройства, вызванные инфекцией. Заражение микробами происходит из-за попадания в рот загрязненных фруктов, овощей, зелени.
Как предотвратить кишечное расстройство, и какие существуют меры профилактики кишечных инфекций у детей?
Все кишечные инфекции делятся на две большие группы: вызываемые вирусами и вызываемые бактериями. Распространено мнение, что чаще всего дети болеют кишечными инфекциями летом. Это не совсем так. 90 % кишечных инфекций — это заболевания, связанные с вирусами. Для вирусных инфекций характерна сезонность. Чаще всего у детей встречается ротовирусная инфекция, пик которой приходится на зиму и весну.
Бактериальные инфекции — это дизентерия, сальмонеллез. Их расцвет — это лето, начало осени, а к зиме частота их снижается.
Вирусные инфекции передаются фекально-оральным путем, через загрязненные предметы, некачественные пищевые продукты, воду. В семье чаще всего это внутрисемейное заражение.
Инфекция, которая у взрослого вызовет однократное послабление стула, у ребенка превратится в кишечную инфекцию с повышением температуры, частым жидким стулом, обезвоживанием, тяжелым состоянием, которое может привести к госпитализации в стационар. В отличие от взрослых, которые встречаются в повседневной жизни с вирусами постоянно, у детей нет иммунитета к этим вирусам.
Но сейчас мы поговорим о «летних» инфекциях — дизентерии, сальмонеллезе. Эти инфекции имеют фекально-оральный путь передачи. Инфекция попадает в организм через загрязненные предметы и руки, плохо промытые фрукты, ягоды.
Или вот еще распространенная картина, которую можно наблюдать: мама купила на рынке ягоды и тут же дала покушать ребенку. Даже если она помыла их водой на том же рынке, риск заражения очень высок. Рекомендуется тщательно мыть не только фрукты, но и ягоды. Не ленитесь, хорошо мойте ягоды, на них замечательно себя чувствуют не только яйца гельминтов, но и, например, синегнойная палочка.
Как нужно мыть ягоду, например клубнику?
Выложите ягоды на дуршлаг одним слоем. В течение 5 минут промывайте под водой, чтобы смыть земляной налет с ягоды. К сожалению, такой душ микробам не страшен, поэтому нужно промыть ягоды с помощью контрастного омовения. В первую емкость наберите очень горячей воды, но не кипятка, а во вторую — практически ледяную. Окунайте в них поочередно дуршлаг с клубникой 2-3 раза. Так же можно мыть малину, смородину.
Как правильно мыть фрукты
Все фрукты с плотной кожицей нужно мыть только с хозяйственным мылом или со специальными средствами для мытья фруктов. Ни в коем случае не со средствами для мытья посуды - непонятно сколько химии вы съедите дополнительно с фруктами. Все фрукты из магазина или рынка покрыты слоем воска или порошка. Любимый перекус многих людей на улице — банан - обрабатывается порошком, защищающим его от преждевременной порчи. Так что задумайтесь, какой дополнительный ингредиент получаете вы или ваш ребенок, перекусывая бананом на улице. Фрукты с мягкой кожицей можно мыть по принципу контрастного омовения.
Как избежать заражения сальмонеллезом
Заражение сальмонеллой происходит через некачественные пищевые продукты. Чаще всего через салаты, пирожные, молочные продукты, т.е. через все то, что может инфицироваться летом.
Продукты должны проходить термическую обработку. Если вы не уверенны в том, что они свежие, то употреблять их не следует.
Есть еще одна группа болезней — так называемая диарея путешественников, или лямблиоз.
Тема особенно актуальна тогда, когда родители везут детей в заграничные турне, где этих инфекций очень много. Родители не всегда понимают, что вне отеля употреблять пищу очень опасно. «Диарея путешественников» у детей сопровождается острой формой лямблиоза или вирусной кишечной инфекцией, реже — бактериальной инфекцией.
Какие правила гигиены помогут в профилактике кишечных инфекций у детей?
Все эти правила хорошо известны:
Не тащите ничего в рот. Понятно, что маленький ребенок изучает мир через рот. Эта стадия так и называется — стадия орального изучения мира. Однако мама должна понимать серьезность проблемы. Если ребенку доступно все, то он, соответственно, пройдет через все.
Общая гигиена в семье.
Часто приходится видеть, как мамы сначала оближут соску сами, а после дают её своему ребенку.
Или пробуют пюре, смесь, а затем из этой же ложки кормят малыша. Или пьют воду из одной бутылочки с ребенком. Так поступать категорически нельзя! Во рту у каждого из нас своя флора.
Посуда, чашка, бутылка для питья, полотенце должны быть у каждого индивидуальные.
Для детей старших возрастных групп обязательно мытье рук после прогулки, игры с животными и туалета, а также перед приемом пищи.
Употребление пищи на улице недопустимо в любом возрасте. Нет никаких причин для того, чтобы ребенок ел на улице. В семье должны быть сформированы жесткие стереотипы питания. Дети не должны есть, когда хотят и что хотят.
Питаться нужно дома или в детском учреждении, но не на улице — это абсолютно жесткое правило. Если нет условий для еды, значит, питание осуществляться не должно, как бы ребенок не просил. По-другому соблюдать гигиену просто невозможно.
При общении с животными нельзя забывать об элементарных правилах: не сажать его за стол, не целовать и обязательно мыть руки после игры с ним. Само животное тоже нужно приучать к дисциплине: оно не должно мешать человеку во время еды, для чего его необходимо накормить до того, как пойдет обедать (ужинать) семья.
Необходимо использовать только доброкачественные продукты. Не хранить продукты дольше указанного срока.
Внимательно изучайте, где, кем и когда продукт был произведен. Нельзя обрезать гнилое яблоко и дать его ребенку, поскольку бактерии и вирусы глубоко проникают в продукт. Другими словами, должно быть самое настоящее гигиеническое образование. Только тогда проблема может решиться.
У родителей должно быть четкое понимание, что правила гигиены должны соблюдаться всеми членами семьи.
Не должно быть двойных стандартов. Ребенок все прекрасно видит и будет поступать так, как поступают его родители.
Никакие назидательно-образовательные процессы, адресованные только ему, выполняться не будут.
Мыть руки перед едой должен не только ребенок, а все члены семьи. Не кушать на улице должен не только ребенок, а все члены семьи.
Приходя с улицы, руки должен мыть не только ребенок, а все члены семьи. Мыть руки после посещения туалета должен не только ребенок, а все члены семьи.
Начинать нужно с образования. Говорите с ребенком о бактериях, которые могут быть на его грязных руках. Посмотрите в интернете, как выглядит, например, лямблия. Нарисуйте ее вместе. Поговорите с ним о том, как будет плохо, если она попадет к нему в организм. После такого образного и творческого объяснения ребенок точно усвоит азы личной гигиены. Читайте вместе с ребенком стихи, в которых делается акцент на гигиене и здоровом образе жизни.
Это известные нам с детства стихи С. Маршака, Ю. Тувима, «Мойдодыр» К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова и т.д.
Вся наша повседневная жизнь — это соприкосновение с огромным числом вирусов и бактерий. Природой заложено, что мы будем обязательно сталкиваться с заболеваниями. Но это не повод впадать в панику и ходить в резиновых перчатках, все поливать хлоркой и обрабатывать кварцем. Нужно просто осознанно и уважительно относиться к своей семье, окружающим тебя людям, соблюдать элементарные гигиенические нормы.
Консультация для родителей консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Диагностика произвольности»
26.11.2019
Один из главных вопросов, который волнует педагогов и родителей дошкольников, — готовы ли их дети к обучению в школе» При этом нередко особое внимание уделяется умению читать и писать. На самом деле гораздо важнее психологическая готовность ребенка к обучению, уровень которой можно определить с помощью комплекса заданий»
Лабиринт
Для определения психологической готовности детей к школе родители и педагоги могут воспользоваться несложными заданиями, которые позволят им определить трудности в развитии произвольности общения детей с окружающими, пути и методы их коррекции.
Задание: провести по игровому полю самолеты и поставить их в ангар нужного цвета. Для организации игры потребуется макет или нарисованное изображение модели лабиринта (размером не менее 60X70 см). Если есть возможность, лучше сделать границы дорожек лабиринта объемными. Конфигурация лабиринта не имеет значения. Важно только, чтобы дети, двигая самолеты по дорожкам лабиринта, неизбежно сталкивались друг с другом (то есть дорожки лабиринта должны быть узкими, чтобы самолеты не могли разъехаться). В противоположных углах лабиринта расположены два ангара с несколькими самолетами разного цвета, например красного и синего. Соответственно и ангары окрашиваются в красный и синий цвета. Перед началом игры взрослый ставит самолеты красного цвета в синий ангар, а синие — в красный. Затем двум детям предлагают провести самолеты по лабиринту так, чтобы все машины оказались в ангаре соответствующего цвета за определенное время (можно использовать песочные или механические часы, засекая время с по-мощью минутной стрелки). Это задание может быть успешно выполнено лишь в том случае, если ребенок сумеет согласовать свои действия с действиями партнера и при этом сохранит устойчивое отношение к нему как к противнику по игре.
Начиная игру, взрослый объясняет задание каждому ребенку отдельно: «Вот перед тобой дорога, а вот ангар. Посмотри, в ангаре стоят самолеты не твоего цвета, и твои оказались в чужом. Проведи свои самолеты по лабиринту и поставь их в свой ангар, но помни, что это надо сделать, прежде чем высыплется весь песок из верхней части часов. Во время игры запрещается брать самолеты товарища, переносить их через дорожки лабиринта».
«Лабиринт».
Наблюдения за игрой детей разных возрастных групп позволили психологам определить шесть уровней развития общения ребенка со сверстниками.
Первый уровень
Первый уровень не может быть охарактеризован как сотрудничество. Дети не обращают внимания на партнеров, никак не согласовывают свои действия с ними. Все их внимание направлено на самолеты. Они возят игрушки, гудят, сталкиваются с другими самолетами, нарушают правила игры и не пытаются достичь цели: поставить самолет в ангар соответствующего цвета. Эти ребята не принимают подсказок взрослого, например: «Пусть сначала Вася проведет самолет в ангар, а потом ты». Они не огорчаются, если так и не сумели поставить свой самолет в ангар нужного цвета. Как правило, игра заканчивается тогда, когда взрослый прерывает ее, говоря, что время, отведенное на выполнение задания, уже закончилось. В процессе игры дети, находящиеся на данном уровне развития, никак не общаются друг с другом.
Второй уровень
Второй уровень сотрудничества довольно близок к первому. Дети уже видят, замечают действия партнеров, однако воспринимают их только как образец для некритичного, слепого подражания. Они уже не просто играют в самолеты, но пытаются как-то ре¬шить поставленную перед ними задачу. У детей этой группы часто наблюдаются скованность движений, некоторая зажатость и неуверенность в себе. Они обращают внимание на подсказки взрослого, однако не могут эффективно их использовать. В их игре нет ни предвосхищения результатов своих действий, ни поиска общих способов решения задачи. Нередко дошкольники соскальзывают на более низкий уровень взаимодействия, увлекаясь бесцельным вождением самолетов по лабиринту и просто играя с ними. В отличие от детей, отнесенных к предыдущему уровню развития общения, дети этой группы эпизодически обращаются к партнерам, спрашивают: «А как дальше? Куда ты сейчас собираешься ехать?»
Третий уровень
Третий уровень развития сотрудничества у дошкольников отличается от двух предыдущих тем, что у детей впервые возникает настоящее взаимодействие между партнера¬ми. Однако это взаимодействие носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. В каждой конкретной ситуации ребята пытаются договариваться и согласовывать свои действия, в отношении же поисков общего способа решения задачи они еще беспомощны и неоднократно повторяют одни и те же ошибки. Однако именно у детей этой группы впервые возникают эпизодическое планирование действий и ситуативное предвосхищение их результатов. Дети, отнесенные к этому уровню, принимают подсказки взрослого, однако используют их лишь в конкретной ситуации. Они довольно активно общаются между собой. Часто во время игры можно слышать такие реплики: «Давай, я, поеду, а потом ты!», «Подожди, не ставь свой самолет в ангар, дай мне выехать».
Четвертый уровень
Четвертый уровень развития сотрудничества характеризуется тем, что дети впервые начинают воспринимать ситуацию решения задачи в целом. У детей, достигших этого уровня, устанавливаются определенные отношения с партнерами, сохраняющиеся в течение всего выполнения задания: дети относятся к ним как к противникам в игре, понимают, что у них противоположные позиции и интересы. Игра в этой группе приобретает характер соревнования. Ребенок внимательно следит за действиями партнера, соотносит с ним свои действия, планирует последовательность и предвосхищает результаты действий, наводящие замечания взрослого воспринимает как подсказку определенного способа решения сложившейся задачи. Однако дети и этой группы довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Этот уровень развития сотрудничества психологи условно назвали «кооперативно-соревновательным»: ребенок. Систематически согласовывает свои действия с партнером и вместе с тем сохраняет устойчивое отношение к нему как к противнику в игре. Обращение детей друг к другу напоминает обычное общение во время игры по правилам, построенным по принципу «кто первый». Высказывания обычно носят характер оценки своего положения и положения партнера. Например: «У меня уже два самолета в ангаре, а у тебя один».
Пятый уровень
Пятый уровень характеризуется тем, что в поведении детей возни¬кают подлинное сотрудничество и партнерство в решении общей задачи. На этом уровне уже нет соревновательных отношений между детьми, они подсказывают друг другу, как действовать в той или иной ситуации, сопереживают успехам и неудачам партнеров. У детей обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов не только собственных действий, но и действий партнеров. Однако планировать их ребята могут лишь в каждой конкретной предметной ситуации, они не повторяют грубых ошибок, но и не пытаются заранее избежать тупиковых ситуаций на дорожках лабиринта. Подсказки взрослого воспринимают адекватно, одна¬ко использование советов также является ситуативным. Дети активно сопереживают партнерам, часто обращаются друг к другу: «Смотри, как я веду самолет. Делай как я. Видишь, у меня уже два самолета в ангаре».
Шестой уровень
Шестой уровень сотрудничества наиболее высокий. Дети, достигшие его, с самого начала относятся к задаче, стоящей перед обоими партнерами в игре, как совместной, общей. Сразу, еще не дотрагиваясь до игрушек, они начинают совместно искать способ решения задачи, составляют общий план действий. На этом уровне сотрудничества дети уже не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого они, как правило, не нуждаются. Общение детей носит свернутый характер. Обычно кто-либо из них говорит: «Давай сначала отведем твои самолеты, а потом мои», — а затем они вместе обсуждают конкретные способы проведения самолетов. Наблюдения за общением и сотрудничеством детей со сверстниками с точки зрения проблемы подготовки их к школе показывают, что для высокой психологической готовности к школьному обучению ребенку необходимо обладать уровнем общения со сверстниками не ниже четвертого.
Три шашки
Необходимо подготовить рабочее поле, которое представляет собой как бы часть шахматной доски — квадрат три на три клетки; полоску картона или палочку, равную по длине трем клеткам, а также три шашки. В начале игры взрослый объясняет ребенку: «Вот часть шашечной доски. Эти шашки можно ставить на любые три клетки. А еще у меня есть вот такая палочка (полоска бумаги). Я могу положить ее сразу на какие-либо три клетки нашей доски - вот так, так или так. (Взрослый показывает возможные варианты вертикального или горизонтального расположения палочки на доске.) По¬ставь, пожалуйста, шашки на доске так, чтобы нельзя было положить палочку сразу на три пустые клетки доски - на шашку палочку класть нельзя». После выполнения ребенком задания взрослый с помощью палочки наглядно проверяет правильность; в случае неверного решения просит поду¬мать над задачей еще раз. По результатам выполнения этого задания всех детей можно отнести к одному из трех уровней развития произвольности.
Первый уровень
Дети с заданием не справляются. Они быстро и беспорядочно рас¬полагают шашки на доске и тут же предъявляют их взрослому, утверждая, что решили задачу. Когда взрослый показывает, что их решение неверно, они быстро переставляют шашки. По поведению этих детей видно, что они не в состоянии учитывать в своих действиях позицию взрослого, проверяющего правильность этих действий.
Второй уровень
Дети с заданием не справляются, однако в отличие от детей первой группы пытаются учитывать позицию взрослого. Это выражается как в том, что они выполняют задание в течение более длительного времени, так и в том, что многие из них берут в руки по¬лоску бумаги и самостоятельно проверяют правильность решения, перед тем как показать его взрослому.
Третий уровень
Дети, как правило, быстро находят верное решение. Они учитывают позицию взрослого и пытаются с самого начала исходить из нее. Это проявляется в том, что они сразу пытаются решить задачу с
помощью полоски бумаги, то есть с самого начала ищут общий способ решения, а не манипулируют с шашками, перебирая различные комбинации, как это делают дети двух других групп.
Важно отметить, что эта игра не может использоваться как диагностическая с теми ребятами старшего дошкольного возраста, которые уже умеют играть в шашки.
Прямые задачи
1. В гараже стояло две машины. Водитель поставил еще три. Сколько стало машин в гараже?
2. Около школы росло шесть кустов. Три пересадили в другое место. Сколько кустарников оста¬лось около школы?
3. У мальчика было четыре груши. Ему подарили еще три. Сколько стало груш у мальчика?
Считается, что ребенок справляется с заданием, если он решил не менее двух из трех задач, как прямых, так и косвенных.
Косвенные задачи
1. В гараже стояли машины. Водители поставили в гараж еще две машины. Всего стало пять машин. Сколько вначале было машин в гараже?
2. Около школы росли кустарники. Три куста выкопали и пересадили в другое место. Осталось четыре куста. Сколько кустов было сначала около школы?
3. У мальчика были груши. Когда ему подарили еще три груши, у него стало шесть груш. Сколько груш было вначале у мальчика?
Наблюдения за особенностями поведения детей позволяют отнести их к одному из трех уровней развития произвольности.
Первый уровень
Дети с заданием не справляются. Они воспринимают и решают косвенные задачи как прямые, ориентируясь на прямое значение глаголов «поставили», «вы¬копали», «подарили». Когда их просят объяснить свои действия, они обычно говорят, что «кусты выкопали, значит, нужно отнимать» и т. п.
Второй уровень
Дети не могут решить предложенные им косвенные задачи, однако в отличие от детей первой группы они хорошо понимают, что эти задачи отличаются от прямых и должны решаться как-то по-другому. При этом характерной особенностью поведения детей данной группы является то, что после слов взрослого: «Около школы росли кустарники...» — они сразу же спрашивают: «Сколько?», то есть пытаются превратить косвенную задачу в прямую. Арифметические действия у этих детей носят беспорядочный и необоснованный характер, они бессмысленно манипулируют с входящими в условия задачи числами и часто называют одно из них в качестве ответа.
Третий уровень
Дети легко решают как прямые, так и косвенные задачи.
Выполнение детьми таких заданий и игр, как «Лабиринт», «Три шашки», решение прямых и косвенных задач позволяют определить уровень развития произвольности в общении ребенка со сверстниками, являющийся важным показателем психологической готовности детей к школе. Подан¬ному показателю психологически готовыми к школьному обучению оказываются дети, которых по результатам игры «Лабиринт» можно отнести к четвертому-шестому уровням, а по результатам игры «Три шашки» и задания «Косвенные задачи» — к третьему уровню развития произвольности в общении со сверстниками. Дети, отнесенные к третьему уровню развития произвольности в общении со сверстниками по результатам игры «Лабиринт» и ко второму уровню по игре «Три шашки» и заданию «Косвенные задачи», могут успешно обучаться в школе лишь при условии сформированное™ у них высокого уровня произвольности в общении с взрослыми. Дети, обнаружившие второй и первый уровни развития произвольности в общении со сверстниками в играх «Три шашки» и задании «Косвенные задачи», даже при высоком уровне произвольности общения с взрослыми будут испытывать значительные трудности в учебной деятельности. Необходимо проведение с ними специальной работы по формированию надлежащего уровня развития произвольности в общении со сверстниками.
"Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
10.12.2019
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Таким образом, можно определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома:
1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.
3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Нашей задачей и задачей родителей является анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметами окружающего мира и явлениями общественной жизни. В разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.
На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.
К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.
На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.
На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.
В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.
На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.
В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.
На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.
На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.
Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.